Главная » 2014 » Январь » 4 » КАК УГОНЯЮТ САМОЛЕТЫ...
14:29
КАК УГОНЯЮТ САМОЛЕТЫ...

Сентябрь 1976 года… На Дальнем Востоке это – «золотая осень…»









Мой непосредственный начальник подполковник Владислав Петрович Измайлов обычно перед приходом в редакцию забегал на полчасика в штаб ПВО Дальневосточного военного округа: надо было «прозондировать» почву, сориентироваться, ЧТО волнует летчиков-перехватчиков в настоящий момент, на чем надо сосредоточить особое внимание. Если хотите – выяснить ГЕНЕРАЛЬНУЮ линию командования…











На сей раз шеф пришел в редакцию какой-то особенно взволнованный. Обычно он снимал фуражку, шинель или китель – по сезону – и садился за письменный стол.



На сей раз он присел на стул, не раздеваясь, тем самым нарушив традицию, и… попросил закурить.Хотя «дымил» крайне редко.









Выкурив сигарету, он рассказал о ЧП, что произошло на одной из авиабаз Дальнего Востока.









Оказывается, «радиослухачи» перехватили разговор японских военных с коллегами из США: дескать, на японском гражданском аэродроме Саппоро приземлился советский военный самолет МИГ-25 П. Пилотировал истребитель-перехватчик – по классификации Запада –Foxbat – летающая лисица – старший лейтенант Виктор Беленко.























А дело было так…



Беленко вылетал на задание в полдень. Ушел в пилотажную зону над морем. Через какое-то время отметка от самолета исчезла с экранов радаров… А спустя час-другой – поступили данные радиоперехвата, о которых я упоминал выше…









(Замечу в скобках, что «потерявшийся» самолет видели рыбаки, что находились в тот момент в Татарском проливе. Они заметили, что крылатая машина шла на ТАКОЙ малой высоте , что от двигателя на поверхности моря взвихривались буруны. Рыбаки только и могли подумать, что летчик – настоящий ас, а задание, которое он выполнял, – из разряда архисложных…











Маленькая ремарка. Дело в том, что ЗА НЕДЕЛЮ до этого события в авиагарнизоне ЧУГУЕВКА в командировке был автор этих строк. Работал я там неделю. Набрал кучу материалов. В том числе и заметку о троих братьях Хонюковых, что служили бок о бок в этом полку (один – летчик, другой – техник, третий – механик). «Вкусный» получился материал, с удовольствием «продал» его и в «Красную звезду».



Среди материалов, что были в журналистском блокноте, фамилия Беленко, к счастью, не значилась. Иначе , может, мне бы пришлось сейчас писать воспоминания несколько в ином ключе…









Но – я отвлекся. Вернемся к событиям сентября.









По замыслу, Беленко должен был приземлиться на военном аэродроме. Но…помешала облачность. Летчик изменил курс сел на гражданском аэродроме. Заходил на посадку под острым углом к ВПП, чуть не столкнувшись с «Боингом».









Поначалу действия пилота неадекватными назвать было трудно: он, спустившись на бетонку из кабины, выхватил пистолет (а летчики отправлялись на задание – путь и не боевое – всегда с личным оружием), потребовал накрыть самолет брезентом и отбуксировать машину в безопасное место.













Замечу, что самолет МИГ-25П был в те годы непревзойденной крылатой машиной, предназначенной для перехвата воздушных целей. Он перекрывал скорость звука в 3 (!) раза! И американцы – во что бы то ни стало – хотели получить хоть какие-то данные об этом самолете. И тут – такая удача!









Тут же американцы предложили свою помощь – небескорыстную, разумеется – в расследовании этого инцидента. Летать на «подарке с неба» они не собирались. Но остаток топлива решили использовать «по полной». Запустили двигатель. Замерили тягу: все соответствовало исходным данным. Потом стали облетывать МИГ-25( с включенным движком )на своих истребителях – калибровать, так сказать, настраивать свои РЛС (радиолокационные станции) на тепловое излучение.









СССР, естественно, опубликовал ноту, в которой потребовал вернуть самолет и пилота на Родину.









В итоге самолет – в разобранном виде – был возвращен в СССР. Вначале на Горьковский авиазавод, а впоследствии – занял свое место в качестве экспоната на учебном аэродроме в... Даугавпилсском ВВАИУ.









Что же с летчиком? Он попросил политического убежища в США. В чем ему не было отказано. Потом в прессе появилась выразительная заметка о том, что Беленко… погиб в автокатастрофе: мол, забудьте!(Что впоследствии оказалось неправдой!)









Бытовала и версия, что Беленко был… завербован иностранной разведкой еще в военном училище. Этим объяснялось и то, что он уничтожил свои юношеские фотографии, и то, что он усиленно интересовался новинками военной техники, и то, что он редко встречался с родителями – отпуск проводил на Севере… И последний «убойный» факт – в тот последний полет он взял с собой ВСЕ свои личные документы – диплом об окончании военного училища, партбилет, удостоверение личности…









Беленко остался , конечно же,жив. Преподавал в военной академии США. Жил в Калифорнии…. Женился на американской гражданке, которая родила ему троих детей.











Какой урон понесла авиация СССР после этого инцидента? Ну, были раскрыты несколько секретов «летающей лисицы»… Ну, пришлось поменять на ВСЕХ самолетах ВВС систему опознавания «свой-чужой»… Правда, эта система уже к тому времени устарела – морально и физически,– и ее так и так надо было менять…Во-вторых, после того, как с самолета МИГ-25 был снят гриф секретности, его можно было смело отправлять на экспорт. Чем тут же воспользовались Сирия, Ирак и Алжир… И закупили по нескольку десятков этих машин.









Так что нет худа без добра…





Просмотров: 373 | Добавил: karlson | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: